Статьи о других:
Земфира:
Это было настоящим шоком! Абсолютно никому не известная всего пару месяцев назад девушка поставила на уши двадцать тысяч человек! Всего одним лишь фактом появления на сцене главного рок-фестиваля страны "Максидром"!
Суперкенгуру
Ш.В.: Ты сама-то хочешь в "Олимпийском" выступать?
З.: Хочешь - не хочешь, я буду там петь.
Ш.В.: Как-то неинтересно получается: спрашиваю тебя о некой вершине для молодого артиста, а ты отвечаешь так, будто все наперед известно и спланировано.
З.: Запланировано у меня все еще при рождении было. Если говорить только об "Олимпийском" - не думаю, что это какое-то этапное место, есть еще "Карнеги Холл", "Уэмбли" и куча других мест... Понимаешь в чем дело, могло быть так, что я до сих пор сидела бы в Уфе. Но получилось, что волею случая я перепрыгнула через кучу всяких предподготовительных лет. Люди много лет играют, прежде чем записать первую пластинку. Потом они долго эту пластинку раскручивают, чтобы ее кто-то купил. У меня это получилось быстро. Я надеюсь, что это закономерность (смеется). Может быть, поэтому я сейчас стою и пафосно рассуждаю о "Уэмбли". Я просто не понимаю, почему должна быть особая радость от "Олимпийского". Меня спрашивали: "Что ты ощущала, когда вышла на сцену перед 20 000 народа?". Да ничего не ощущала. Чувствовала себя, как баран. Все люди петь выходят, я - говорить. Оракул, блин.
Ш.В.: Такая железобетонная уверенность в собственных силах, откуда она? Ты суперкенгуру? Как тебе удается все перепрыгивать?
З.: Люди думают, что я год назад писать начала. И, правда, целенаправленно первая песня для альбома записана год назад. Но музыкой я занимаюсь уже 17 лет. Семнадцать!
Ш.В.: Ну, тогда о чем мы говорим... "Олимпийский" - это песочница.
Три-емфира
Ш.В.: В одном из недавних интервью ты рассуждала на тему восьми прожитых тобой жизней...
З.: Это были совершенно разные жизни. Когда формировались какие-то качества, я имею в виду не человеческие, а вообще, генетика закладывалась.
Все эти жизни разноплановые. Сложный вопрос. Можно пива напиться и так это затележить... Со всеми доказательствами, со всем фишками. Бывают же такие штуки, как дежа-вю. Не просто, что ты видел это место архитектурное, а то, что это было 98 раз.
Ш.В.: Мне кажется, что во сне ли, наяву ли, случаются прострелы. Ты оказываешься в той точке, в которой будешь по твоему личному времени через 2-3 года...
З.: А если это не в ту сторону, не стрелочкой вперед, а в сторону со стрелочкой назад? Когда это происходит с тобой несколько раз, ты так запариваешься... Я уже не говорю о простых фишках, когда тебе тупо снится, какую татуировку ты себе сделал (хотя у тебя этого еще и в мыслях не было). Когда это снится 8 раз подряд, тебе ничего не остается, как идти в тату-салон и делать совершенно другую татуировку.
Ш.В.: А у тебя вот эта... (тычу пальцем в плечо).
З.: Это самый нейтральный вариант. Я понимаю, что люди вырастают. Так, что я не могу сказать, что я не поменяюсь, но принципы изменить невозможно. В 15 лет я была одним человеком, потом резко в 17 я переделалась, потом еще раз - в 20. Хотя конечно, какие-то основные пункты во мне остались.
У меня сейчас подозрение закралось, если бы раньше меня убили, то по этой татуировке меня могли бы опознать. А теперь, когда появились фанаты, представляешь? Другие люди наколят? Я сейчас подумала: "Бедная мама, как же она меня опознает?".
Ш.В.: Сейчас удобно - по зубам трупы опознавать научились.
З.: Но тут-то проще - посмотрел на руку и понял. В общем, это такой нейтрал. Протуберанс - солнышко. Это не говорит о том, что я - солнышко. Еще все спрашивают, почему краска не черная. На самом деле это шалость и просто картинка. Хотя очень многие думают, что это переводилка.
Ш.В.: А почему ты себя через букву "Z" пишешь?
З.: Очень старый прикол, по-моему, всю жизнь так.
"Бедная мама, как же она меня опознает!"
Все можно объяснить, но вот это... Как?
Ш.В.: Какая-то подростковая фишка?
З.: Нет. Ты знаешь, обидно. У меня нормальное имя. Дело даже не в том, нравится оно мне или нет. Оно мое и все - я его никогда менять не буду. Но так получилось, что буква "З" в русском алфавите адекватна цифре 3. А так как я приемлю цифру 1, то решила взять английскую "Z". Потом, мне нравится эта буква, прикольный сам по себе росчерк. Когда я даю автографы, я не всегда пишу на английском, пишу "Зет" английскую, а все остальное русское. Ну что за цифра 3 такая? Триемфира.
Ш.В.: Что значит: "приемлю единицу"?
З.: Знаешь, есть такие детские приколы типа анкеты. "Любимая цифра", "любимый цвет", "любимый актер", "любимая песня группы "Ласковый май"". Такие анкеты у нас раньше по классу гуляли. Так вот, для себя я определила, что любимая цифра - 1 ну и 3, естественно. Получается 13.
Ш.В.: Продолжим анкету. Любимый цвет?
З.: Синий.
Ш.В.: Любимая песня группы "Ласковый Май"?
З.: Сейчас, подожди, вспомню... "О, как красив ты тра-та-та-та... Своим ля-ля-ля очарованьем. Мою любовь напомнил ты мне, такую же белую, такую же раннюю".
Ш.В.: Слышала, Шатунов собирается возвращаться? Пишет новый альбом сейчас.
З.: Ну, это его личные проблемы - всему свое время. Я думаю, что, если, через лет 5 решу возвратиться с этим альбомом, который только вот вышел, то человек, плюнувший мне в лицо, будет прав.
Культовая личность
Ш.В.: Но ведь есть вещи, которые сочиняются и живы только сегодня, а завтра мертвы, а есть те, которые рождаются сейчас и живут долго. Ты свои песни к таким не относишь?
З.: Понимаешь в чем дело, я счастлива от того, что я музыкант. Есть просто супер-люди. Дэвид Боуи, Ник Кейв... А я не супер-человек - я музыкант. Вот в чем фишка.
Ш.В.: То есть, ты не несешь никакой идеологии?
З.: Я не хотела бы нести, потому что я считаю, что моя идеология еще не очень. А если ее еще будут принимать на веру...
Ш.В.: Мне кажется, тебе придется.
З.: Я не хочу нести ответственность в той степени, в которой несут и несли, Rolling Stones или Beatles. Я, конечно, такими глобальными штуками говорю, чтобы было понятней. Или, например, как Костя Кинчев - не хочу так. Я музыкант. Мне интересна музыка во всех ее извращенных формах. Я очень бы хотела писать хип-хоп, рейв.
Ш.В.: А симфоническую музыку?
З.: Это вообще "вышка"! Когда я запишу 18 положенных мне пластинок, тогда я засяду и 10 лет буду писать симфоническую музыку. Меня этому учили - я знаю все эти фишки, расклады. Но это больше творчество. Я до сих пор думаю: "Ну как? Как Римский-Корсаков написал 15 опер? За одну жизнь?! Одна опера, это же примерно как 20 пластинок группы Beatles. Они не супер-люди, ни-фи-га! Когда я училась в училище, всяких музыкальных школах, мы проходили биографии композиторов, и мне было жутко интересно. Они же все такие ужасные люди были на самом деле. И от этого их музыка еще больше вставляет.
Они никакие не идолы... Идол вот кто - Оскар Уайлд!
Ш.В.: В русской музыке для тебя какие-то авторитеты существуют?
З.: Я фанат музыки. Я люблю всю музыку вообще. Вот, если меня куда-нибудь закинут и не будет ничего, только кассета с русскими песнями, я буду их слушать. Пофигу, лишь бы что-то издавалось. А то, что касается авторитетов, это, наверное, Ирина Архипова, Алла Борисовна, т.е. люди уже достаточно взрослые, если не сказать пожилые.
Перекур
Идем на перекур, Земфира лезет в карман за зажигалкой, параллельно вынимая пачку денег, еще какие-то бумажки
Ш.В.: Ты принципиально не носишь бумажник?
З.: Нет, почему же. У меня никогда не было его, никогда в голову не приходило мне его подарить. У меня 95 карманов, рассовываю все по ним - очень удобно. Иногда голяк - денег нет, одеваешь какие-то штаны, хоп, а там деньги. Хотя отсутствие бумажника тоже чревато - некуда сунуть фотографию любимого человека.
Ш.В.: Есть такой?
З.: Конечно.
Ш.В.: В Москве, в Уфе?
З.: Ой, где только нет. (смеется) В Уфе.
Ш.В.: Не тяжело без него?
З.: Мне? Тяжело. Ночами.
Ш.В.: "Щербатая луна и мы не в одной постели" ты по этому поводу написала?
З.: Все песни с первого альбома написаны в Уфе. То, что будет на второй пластинке, написано половина в Уфе, половина в Москве. Там есть одна песня, которую я сочинила дома у Илюхи. Когда я в очередной раз приехала - перепевали пару песен на "Мосфильме" - жила у Илюхи. У них тогда была двухкомнатная квартира: в одной я, в другой они с Ленкой. Песня пришла ночью и я играла на гитаре тихонечко, чтобы их не разбудить.
Ш.В.: Кстати, ты поешь про себя или про некоего лирического героя?
З.: Автобиографичных песен раз, два и обчелся. Просто это, скорее всего, допущение ситуаций, которые могут произойти как со мной, так и с любым другим человеком.
Ребенок-2000
Ш.В.: Ты хочешь быть женственной?
З.: Я считаю, что нельзя хотеть или не хотеть, если ты женственна, то ты женственна. Мне кажется, что все девушки женственны, а мужчины мужественны. Если тебе надо, то разглядишь во мне женственность, если тебе не надо...
Ш.В.: А сексуальность?
З.: У девок гораздо больше секса в голосе, чем у мужиков.
Когда я училась в училище, у меня был супер преподаватель Иващенко, он преподавал композицию.
Ш.В.: Получается, что нами движет только природа?
З.: Но как красиво она нами движет! Изощренно! Это у обезьян - брачный период, спаривание и т.д. А здесь как?! Видишь, какие уловки, какие ухищрения. Сначала не спать, написать слова, потом музыку, потом все это записать и все для чего? Какой красивый инстинкт.
Ш.В.:У меня много знакомых до 25 лет, у которых уже запрограммирована жизнь. Пройдет год - два, и они обзаведутся семьями, детьми. Ты, по-моему, другая.
З.: Почему?
Ш.В.: Ты говорила, что не знаешь, что с тобой будет через месяц или день...
З.: Не знаю. А ты знаешь? Могу сказать только, что ребенка я запланировала во втором тысячелетии. И еще знаю, что рожать буду по одному, а не по двое и не по трое.
"Живой Звук" 8/99
Он мне объяснял такие штуки, что музыка и все прочее человеком придумано для того, чтобы было больше секса. Когда я спрашивала: "Почему же?". Он говорил: "А для чего же все делается? Для чего мальчики играют музыку? Для того чтобы понравиться девочкам. Зачем девочки начинают петь? Для того чтобы понравиться мальчикам. Так или иначе, это толкает, объединяет и сближает". Мне понравилась его точка зрения, потом я много раз над этим задумывалась. Почти согласилась.Все что делается человеком, все только для этого.
Антон Помещиков
НАЗАД